Детская художественная студия имени Елисеевых

Среда, 20.09.2017, 10:25
Приветствую Вас Гость

Регистрация
Вход

Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи » Невский проспект, дом 15

1. Участок в первой половине XVIII века.

1. Участок в первой половине XVIII века.

Мытный двор.

(1703-1755)

Участок, о котором пойдет речь, расположен на берегу реки Мойки, некогда Мьи, в центральной части узкого и длинного острова на левом берегу Большой Невы, между Невой и рекой Мойкой. Этот остров в шведские времена, как указывает в своих "Заметках...", составленных в 1712-1714 годах, но до сих пор еще полностью не опубликованных на русском языке, Ларе Юхан Эренмальм, именовался островом Аккерфельта по имени дворянина, имевшего здесь свои земли. После того, как Петром Первым на острове была заложена Адмиралтейская верфь, остров получил название Адмиралтейского. "Заложили Адмиралтейство, и были в Остерии и веселились: длина восемьсот сажен, ширина сто сажен", - записано в "Журнале" Петра Первого 5 ноября 1704 года.
После Полтавской победы и взятия в мае 1710 года Выборга, Петр I основал на берегу Невы, близ впадения в нее речки Черной, Александро-Невский монастырь, названный так в память об увековеченной в русских летописях битве между войском молодого новгородского князя Александра Ярославича и шведского ярла Биргера на берегах Невы. Петр знал, что место битвы находится выше по течению Невы, близ устья реки Ижоры; но царю важно было приблизить монастырь к строящемуся городу. От монастыря к Адмиралтейству протянулась широкая просека, называвшаяся в документах того времени, а потом и на планах и картах Санкт-Петербурга Большой Першпективной дорогой, той самой, которая получит при императрице Анне Иоанновне в 1738 году название Невской першпективы, а позже, при Екатерине Второй, Невского проспекта.
В 1721 году Фридрих Вильгельм Берхгольц, тогда камер-юнкер в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского, будущего зятя Петра Первого и отца императора Петра III, так описывал Большую Першпективную дорогу в своем дневнике, в одной из первых записей, 23 июня 1721 года: "Около шести вечера прибыли мы благополучно в Петербург, который со времени моего отъезда оттуда так изменился, что я вовсе не узнал его. С самого начала мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем, и по справедливости названную проспектом, потому что конца ее почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим ее сторонам в три или четыре ряда еще невелики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой ее содержат (пленные шведы должны каждую субботу чистить ее), и она делает чудесный вид, какого я нигде не встречал. На Адмиралтействе, красивом и огромном здании... в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта". Незадолго до того времени, к которому относится это одно из первых описании Большой Першпективной дороги, появились первые мосты на ней: в 1715 году Аничков мост, деревянный, многопролетный, на свайных опорах; а в 1720 году - мост через речку Мью (Мойку), по окраске позднее названный Зеленым.Большая часть участка между Адмиралтейством и Мойкой долго оставалась пустым незастроенным пространством
Лишь по берегу реки Мьи, будущей Мойки, протягивалась вереница невысоких деревянных построек. Первоначально эти дома окружали построенный здесь еще в 1705 году дом вице-адмирала Корнелиуса Крюйса. Затем Крюйс добился переноса двадцати трех офицерских изб со своего двора, и 5 июля 1706 года было издано распоряжение: "Морского лота офицерам дома переносить к маленькой речке и ставить в линию". Так образовалась линия домов по Мойке. Через девять лет начались работы по устройству и самой набережной Мойки. 20 мая 1715 года Петр I дал приказ бить в берега речки Мьи сваи. Позже, в 1717 году, Петр в собственноручной резолюции так дополнил этот приказ: "А так как бедные люди не могут от себя бить сваи, то учинить особый сбор с жителей (кроме бедных) внутри Адмиралтеиского острова по пропорции поперешника дворов их, и на тот сбор побить сваи пред бедными людьми наемными работниками".
В 1705 году А. Д. Меншиков, ведавший всеми работами, проводившими-ся на Адмиралтейском острове, получил челобитную, в которой говорилось: "Те мастеровые люди, кои ныне приехали, живут у Адмиралтейского двора, скучают. чтоб на сей стороне быть продаже съестным припасам и питье вина и пива, для того что им на другую сторону переезжать с трудом и от дела не надлежит". В связи с этим было дано распоряжение об организации близ Адмиралтейства Морского рынка, при котором был устроен и один из первых в Петербурге кабаков "Петровское кружало". На рынке торговали как провизией, так и дровами и сеном, и в связи с этим, чтобы оградить Адмиралтейство от возможных пожаров, рынок ведено было перенести на берег Мойки около Большой Першпективной дороги. Здесь по проекту архитектора Георга Матарнови в 1716 году начали строить Мытный торговый двор. В 1719 году, после смерти Матарнови, Петр Первый дал распоряжение архитектору Николаю Фридриху Гербелю построить по проекту, разработанному ранее, Мытный двор и провести улицы в разбитой при этом дворе Морской слободе. Именно тогда возникла Морская улица, будущая Большая Морская, своей формой повторяющая изгиб реки Мойки.
 В "Истории Санкт-Петербурга" А. Богданова дается такое описание этого Мытного двора: "Гостиный двор каменной прежде именованный Мытный, на Адмиралтейской стороне, на самом том месте близ Зеленого моста, на Мойке, где ныне дом генерал-полицмейстера и кавалера Николая Ивановича Чичерина, наименован Мытным, потому, что он построен был только для продажи съестных припасов, но между тем, несколько лавок занято было и с разными товарами, и потом отчасти более стало умножаться в нем купечество с хорошими и богатыми товарами, оный более стал именоваться Гостиным двором, а не Мытным".
"Сей Гостиный двор, - пишет далее Богданов в -1736 году загоревшись внутри, весь сгорел, и от оного пожара развалился, понеже оный строен был весьма стенами тонко, потолки, двери и затворы были деревянные, и не стерпя сильного огня, распался, а на последки и остатки разобраны ."
Одновременно с Мытным Гостиным двором во время страшного пожара 14 августа 1736 года сгорела и вся Морская слобода. После многочисленных обсуждений "Комиссия по Санкт-Петербургским строениям" пришла к выводу, что вместо "згорелого Мытного двора... на том же месте ныне потребно построить Гостиный двор каменный без погребов о двух апартаментах и покрыть на деревянных стропилах черепицей или железом..., а между Морской и Луговой улицами (ныне Большой и Малой Морскими улицами)... построить казенный каменный дом... без погребов о двух апартаментах..., а внутри оного сделать лавки для продажи всяких Сибирских и Ниренбергских товаров и конфискованных пожитков". План этот был составлен архитектором П. М. Еропкиным, и на нем были указаны места Гостиного и Казенного торгового дворов. На практике план этот никогда не был реализован, и долгие годы место пожарища, где некогда стоял Мытный двор, оставалось незастроенным.
На противоположном берегу реки Мойки по проекту архитектора М. Г. Земцова в начале 1740-х годов был построен дом барона Сергея Игорьевича Строганова. После того, как этот дом всего через одиннадцать лет после постройки в 1752 г. сгорел до основания, С. Г. Строганов заказал построить новый дом архитектору Франческо Бартоломео Растрелли, которым был построен для него великолепный, существующий и сейчас, дворец менее, чем за два года: строительство было начато в ноябре 1752 года, вскоре после пожара, а 12 октября 1754 года С. Г. Строганов уже давал бал в своем великолепном пятидесятикомнатном дворце.

Категория: Невский проспект, дом 15 | Добавил: VIK (04.11.2009)
Просмотров: 1395 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Разное [25]
Невский проспект, дом 15 [11]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0